Перейти к навигации

Богослужения православной Церкви – содержание и духовный смысл

Суточный круг богослужений

Всего суточный круг включает девять служб: полунощница, утреня, 1,3,6,9 часы, Божественная Литургия, вечерня и повечерие. Раньше церковные службы совершались несколько раз в сутки – утром, днем и вечером. Однако в настоящее время порядок проведения богослужений стал намного проще: службы сократились по времени и распределены на утреннее и вечернее время. Традиционно церковные сутки начинаются с 18 00, поэтому примерно в эти часы служится вечерняя служба, которая состоит из вечерни, соединенной с утреней и 1-м часом.

В дни праздников служится Всенощное Бдение, оно отличается особенной торжественностью, происходит помазание верующих освященным маслом. Главный смысл песнопений и молитв вечерни – события Ветхого Завета, поэтому в нее включены псалмы, повествующие о творении мира, а также тексты о периоде до Рождества Христова. Утреня начинается со слов: «Слава в вышних Богу». Это слова гимна ангелов, которые сообщили пастухам о рождении Спасителя. Соответственно и дальше смысл богослужения посвящен жизни, проповеди, крестной смерти и Воскресению Иисуса Христа.

 

 

Центральной службой Православной Церкви является Божественная Литургия. На ней священнослужители совершают Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, происходит причащение верующих. Вся Литургия посвящена именно этому священнодействию, поэтому все части службы, молитвы и песнопения имеют определенное духовное значение. Божественную Литургию условно можно разделить две части:

  1. Литургия оглашенных. В прежние времена на этой первой части Литургии могли присутствовать некрещеные люди, проходящие оглашение – подготовку к Таинству  Крещения.  Здесь поются и читаются антифоны (с гр. – «противозвучие»- раньше эти песнопения пелись по очереди левым и правым хорами). Антифоны включают избранные стихи псалмов и заповеди блаженств из Нового Завета. Далее читаются отрывки из посланий святых апостолов и Евангелия.
  2. Литургия верных. Вторая часть службы направлена исключительно на преосуществление (превращение) Святых Даров. Раньше в начале этой части оглашенные покидали храм, и оставались только верные, т.е. крещеные.

В свою очередь в Литургии верных выделяют основные моменты:

  • «Херувимская песнь» - песнопение, которое хор поет перед Евхаристическим каноном, т.е. главной частью службы, во время которого происходит схождение Святого Духа на Святые Дары. В русском переводе слова Херувимской звучат так: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы». Это произведение напоминает о том, как ангелы служат у престола Божия.
  • Великий вход – вынос священником Даров для их перемещения с жертвенника на престол (специальные места, столы для совершения Таинства Евхаристии в алтаре). Великий вход происходит в середине пения Херувимской песни, после чего поется ее вторая часть.
  • «Милость мира» - это песнопение, начинающее Евхаристический канон. Оно представляет собой своеобразный диалог священника и хора, который отвечает от имени всех молящихся в храме. В переводе на русский язык эта часть службы выглядит следующим образом:

 

Священник: Будем с миром и благоговением приносить святую жертву.
Хор: Милость и мир – ближним и хвалу – Богу.
Священник: Благодать Господа Иисуса Христа с вами!
Хор: И со духом твоим (т.е. верующие желают того же священнику).
Священник: Вознесем наши сердца к Богу!
Хор: наши сердца устремлены к небу.
Священник: Благодарим Господа!
Хор: Достойно и праведно есть поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.
В это время священнослужитель в алтаре читает благодарственную молитву, стоя на коленях. Затем диалог продолжается:
Священник: Ангелы поют славу Богу!
Хор: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся вселенная полна славы Твоей! Осанна (спасение) в вышних! Благословен Тот, Кто идет во имя Господне!
И, наконец, главные возгласы священника, повторяющие слова Спасителя, сказанные на Тайной вечери: «Примите, ешьте – это тело Мое, которое за вас предается для прощения грехов… Пейте от нее все – это кровь Моя Нового Союза, которая за вас и за многих проливается для прощения грехов».

  • «Тебе поем» - это заключительное произведение «Милости мира». Оно звучит так: «Тебе, Господи, за всех и за все мы приносим эти наши жертвы – хлеб и вино, Тобою нам данные когда-то».
  • «Достойно есть» - прославление Пресвятой Богородицы.

Когда заканчивается Евхаристический канон, царские врата закрываются, и начинается причащение священнослужителей в алтаре, а затем и всех верующих в храме.

 

 

Седмичный (недельный) круг богослужений

В пределах одной недели также существует определенный порядок служб. Каждый день посвящен отдельной теме:

  • Воскресенье (неделя) – прославление Воскресения Христа из мертвых;
  • Вторник – посвящен бесплотным ангелам;
  • Среда – вспоминается предательство Господа Иудой, день посвящен Кресту.
  • Четверг – день святых апостолов и Николая Чудотворца;
  • Пятница – вспоминается распятие Иисуса Христа на кресте;
  • Суббота – прославление Богородицы и всех святых. Это день поминовения умерших.

 



Main menu 2