Перейти к навигации

Главные Таинства Церкви: Таинство Покаяния (Исповедь)

После грехопадения первых людей человеческая природа утратила свое первозданное совершенство. Произошел внутренний раскол целостной и гармоничной человеческой личности: ум человека стал заблуждающимся, неспособным ясно видеть истину, сердце наполнилось страстями, воля стала расслабленной и склонной ко греху.

Как следствие этого, каждый из нас по немощи своей неизбежно и постоянно совершает те или иные грехи. Поэтому милосердный Господь, чтобы дать людям возможность получить прощение и исправиться, установил Таинство Покаяния, наделил апостолов, а затем священников, властью разрешать, т.е. прощать, грехи.

 

 

Что представляет собой Таинство Покаяния

У людей невоцерковленных часто возникает вопрос: «Может ли Бог простить раскаявшегося грешника без участия Церкви?» Ответ на него прост: Бог может всё. Но будет ли покаяние согрешившего человека настолько глубоким, чтобы полностью очистить его душу от пагубного воздействия греха? Этого никто знать не может. Церковь же дает прощение  грехов не столько в меру приносимого покаяния, сколько в долг. Восполняя немощность покаяния, участие в Таинстве полностью освобождает человека от тяжести греха. Таким образом, Покаяние представляет собой Таинство, в котором человек примиряется с Богом после того, как он нарушил связь с Ним по причине своей греховности. Исповедующий свои грехи получает прощение от Самого Бога через священника, выступающего свидетелем исповеди.

Таинство Покаяния было установлено Господом Иисусом Христом, Который заповедал Своим ученикам разрешать, т.е. отпускать, грехи: «…Пришел Иисус…и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22,23). Главная цель Таинства Покаяния – открыть нам духовное зрение на самих себя, показать собственную греховность, вызвать чувство искреннего сокрушения о гибельном состоянии своей души.
Важно помнить о бесконечном милосердии Божьем ко всем обращающимся грешникам, верить в то, что нет такого греха, который Бог не простил бы в случае чистосердечного раскаяния и намерения исправить свою жизнь.

 

 

Как правильно подготовиться к исповеди

По правилам Православной Церкви, к исповеди должны прибегать все ее члены, начиная с семилетнего возраста. В этот период человек становится способным отвечать за свои поступки перед Богом и бороться со злом. Исповедоваться нужно как можно чаще, в крайнем случае – хотя бы раз в каждый из постов. По сложившейся традиции, Таинство Покаяния связано с подготовкой к Причастию – принятию Святых Таин Христовых. Душа человека, желающего принять в себя Тело и Кровь Господа, должна быть полностью очищена от скверны греха. Тщательной подготовки требует и сама исповедь.

Чаще всего духовно неопытные люди не осознают количества своих грехов и их тяжести. Многие начинают исповедь словами: «ничего особенного я не делал…, не крал…, не убивал…и т.д.» Однако даже святые отцы, подвижники духовной жизни считали себя самыми недостойными и грешными из людей, потому как чем ближе человек становится к Богу, тем ярче свет Христа озаряет все немощи и недостатки. Также и наоборот: погруженные в греховный мрак люди не видят и не устрашаются своего внутреннего состояния, так как Христос невидим для них через пелену собственных грехов.

 Готовиться к Таинству Покаяния можно устно, а можно заранее записывать свои грехи на бумаге, чтобы не забыть и не растеряться при разговоре со священником. При этом важно понимать, что исповедь – это не «доклад о проделанных грехах», а искреннее и глубокое раскаяние в содеянном, желание никогда больше не совершать подобных грехов. Переосмысливая ошибки и промахи своей жизни, каясь в своих грехах, человек постепенно становится другим, его душа изменяется, очищается  под воздействием врачующей благодати Божией. Эта внутренняя работа над собой постепенно приводит к состоянию смирения и сокрушения сердца, при котором человек ясно понимает всё своё несовершенство и греховность.

 

 

Как проводится Таинство Покаяния

Обычно исповедь совершается священником непосредственно перед Божественной Литургией, или накануне вечером. Иногда, особенно в больших храмах, из-за большого количества прихожан исповедь принимает второй священник в течение всей службы. Таинство Покаяния заключается в том, что кающийся устно излагает священнику все свои беспокоящие совесть поступки, падения, слабости, или иначе – грехи, которые он совершил в течение жизни, либо за время, прошедшее с предыдущей исповеди. Беседа происходит перед аналоем – специальным столиком с наклонной крышкой, на котором во время исповеди лежат Крест и Евангелие как символы невидимого присутствия Христа. 

Перед началом Таинства священник читает общие молитвы для всех, желающих исповедоваться. Затем исповедь принимается индивидуально: кающийся подходит к аналою и вслух излагает содержание своих грехов. Священник, слушая исповедь, молится о прощении грехов этого человека и при необходимости дает советы и наставления. Кроме словесного исповедания грехов, от исповедовающегося  требуется наличие чувства сожаления о содеянном, твердое намерение исправиться, вера в Бога и Его милосердие. Если, говоря о каком-либо грехе, мы не собираемся навсегда его оставить, покаяние не имеет смысла и духовной силы.

Ни в коем случае нельзя подходить к Таинству в состоянии ссоры с ближним, ибо Христос сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим…» (Мф.5,24)
Особенное внимание следует обратить на точность изложения – не нужно пытаться «завуалировать» неприглядность собственных грехов общими фразами, например, словами «согрешил против четвертой заповеди», или пытаться найти «смягчающие обстоятельства», оправдать себя, перекладывая вину на другого человека. Необходимо называть грех своим именем, не вдаваясь, однако, в перечисление его подробностей и деталей, чтобы снова не осквернить себя. 

По окончании исповеди священнослужитель возлагает на голову кающегося человека епитрахиль – часть облачения, знаменующего благодать Божью и покровительство Церкви, и читает специальную разрешительную молитву. Затем он крестообразно благословляет человека над его головой. Знаком совершившегося  Покаяния служит чувство особенной легкости, чистоты и радости, которое нужно стремиться сохранить как можно дольше.

Таким образом, Таинство Покаяния включает в себя несколько действий: как со стороны кающегося, так и со стороны священника, принимающего исповедь.

Со стороны кающегося:

  •   устное изложение грехов перед Богом в присутствии священника;
  •  сожаление и раскаяние в них, твёрдое намерение исправиться;
  •  молитвенное обращение к Богу о помощи.

Со стороны священника:

  •  выслушивание, с молитвой, исповеди;
  •  наставление и совет (по необходимости);
  • чтение разрешительной молитвы, в которой священник силой, данной ему Богом, прощает и разрешает  исповеданные человеком грехи.


Main menu 2